Повышение мотивации учащихся на уроках иностранного языка

 Авакимова Е.М.

Школа иностранных языков «Инколинк» (г. Новомосковск)

           Дорогой коллега!  Представьте, что  любой ваш урок может стать последним. Учащиеся могут больше не захотеть прийти к вам на занятие. Никогда. Спасение? Только в одном: в их желании учиться дальше.

Работа в системе дополнительного образования учит педагога ежедневно, ежечасно бороться за внимание учащихся, за их желание продолжать учиться и идти вперед, быть предельно внимательным к их потребностям и настроению,  создавать для них комфортные условия обучения, и как результат —  помогать им сформировать привычку заниматься, столь необходимую для достижения желанных результатов.

          Таким образом, результативость обучения становится не возможной без желания учится, без хорошего уровня мотивации учащихся. Учебная мотивация — психофизиологический процесс, включающий коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения и определяющий направленность поведения данного субъекта,  его активность, организованность и устойчивость. [6, 9]

Проблема «выгорания учителя» [4, с. 23] в школе  является следствием именно низкой мотивации учащихся к обучению. Для какого ребенка пропуск школы не является праздником?  А каково работать учителю в условиях, когда за один день через него проходят около 150 (!) детей (из расчета шесть уроков, по 25 человек в классе) для большинства из которых его урок вряд ли можно назвать  радостным, счастливым событием?

Каким же образом можно способствовать формированию устойчивой мотивации учащихся?  Вниманию читателей предлагается алгоритм  действий из четырех шагов, представленных ниже. Итак:

ШАГ  I:  Запоминаем три «правила учителя». 

Правило I: «1.Учащийся всегда прав.  2.Если учащийся не прав — смотри п. 1»

         Что означает данное правило?  Необходимость прислуживать  и во всем угождать маленьким озорникам, как многие могут ошибочно понять? Вовсе нет.

Данное правило подразумевает принятие   учителем 100% ответственности за результат обучения на себя. [4, с. 25]  Часто из уст учителей можно услышать фразы:  «Ты должен быть внимательным / слушать учителя / отвечать на уроке / ответственно выполнять домашнее задание».  Следуя данному правилу, учитель помнит о том, что ученик НИЧЕГО НИКОМУ НЕ ДОЛЖЕН!!! [4, с. 22-23].  Понятия «энтузиазм» и «обязаловка» не совместимы.  И тогда данную цитату можно переделать следующим образом: «Я, как учитель, должен умело управлять вниманием учащихся,  вызывать их интерес к моему предмету и желание быть активными на уроке. Я также должен продумывать домашнее задание для учащихся таким образом,  чтобы они выполняли его дома без напряжения,   без  чрезмерных    эмоциональных, волевых и временных усилий,  а, желательно, легко и с удовольствием».

Что выигрывает учитель, если он берет 100 % ответственности за результат на себя?  Очень многое! А именно то, что сам результат  обучения  на  100 %   становится управляемым для учителя!

Второе правило родственно по смыслу первому.

Правило II: «Презумпция успешности учащегося».  

Говоря простыми словами, мы принимает за исходную точку отсчета то, что ребенок — золотой! Самый лучший, самый сильный,  большой умница, много добьется в жизни и.д. Непререкаемая вера в своего подопечного, в его успех.

При таком подходе учитель не задает  идеальной модели учащемуся    [3, стр. 26-28],  которой тот должен соответствовать, и  в случае несоответствия идеалу зарабатывать «минусы».  Напротив, ученик для учителя — «чистый лист бумаги», и появление любого, даже незначительного плюсика на этом листе ставится в заслугу учащемуся.  Учитель не давит сверху нормативом на ученика, а   поддерживает его снизу и подталкивает к движению вперед. Такой подход способствует формированию «психологии победителя» у учащегося, так как создает субъективное ощущение успешности  [5, с. 39],  дает уверенность в своих силах.

Третье правило учителя следует из первых двух.  Оно согреет душу любому двоечнику (а ведь именно у таких учеников есть проблемы с мотивацией к учебе).

Правило III :  «Нет ленивых детей. Есть скучный учебник». 

Данное правило, как и первое, не нужно понимать буквально.  Ну конечно же есть более трудолюбивые дети и менее трудолюбивые.  Однако, в защиту ленивых,  «трудных» детей хотелось бы отметить то, что, как мы знаем,  лень  является защитной реакцией организма от излишних трат энергии, механизм энергосбережения.  Другими словами данный уровень нагрузки является чрезмерным конкретно для данного ребенка,  и своим нежеланием учится он выражает свой протест,  он защищается! Так зачем же его насиловать? А что, если подобрать адекватный лично для него уровень нагрузки, создать ситуацию  успешности, при которой мгновенно появится и рвение к знаниям,  и желание проявить себя?!

В подтверждение данной позиции могу привести интересный пример из личного опыта преподавания.  Осень 2013 года,  работаю в гимназии с углубленным изучением английского языка,  веду занятия в 7 классе по учебнику «Английский язык. Учебник для 7 класса школ с углубленным изучением английского языка», Афанасьевой О.В.,  Михеевой И.В. Тема урока «Времена английского языка группы  Continuous (повторение пройденного материала)».  В группе есть несколько учащихся с уровнем языковой подготовки Breakthrough — Waystage  (A1 — A2 по шкале CEFR) [2, с. 57; 7; 8], то есть  имеется отставание  от программы обучения примерно на три года, если оценивать  уровень указанного учебника по шкале CEFR Threshold+ (B1+).  Девочки, «спрятавшись» подальше на задние парты,  смотрят исподлобья с испуганно-туповатым выражением лица.  Лень и отсутствие мотивации очевидны.

Не имея большого опыта работы в школе и будучи незнакомой с «местными» порядками, автор статьи  позволяет себе непростительную роскошь: я отхожу от программы учебника и подбираю материал для данной группы учащихся, соответствующий их уровню языковой подготовки (учебное пособие по грамматике Round-up II, тема Present Continuous).  В результате, девочки расцвели на глазах!  Руки не опускаются, огонь в глазах,  рвутся к доске, уверенно отвечают на перебой!   Мой подход к ведению занятий стоил мне, увы …. рабочего места  в данной гимназии — ведь  я серьезно  отклонилась от программы курса. Однако  этот урок показал мне, на что на самом деле способны «бездарные» и ленивые  дети!

Таким  образом,  скучный учебник — это учебник, который не соответствует текущим потребностям учащихся.

Усвоив три правила учителя, переходим ко второму шагу нашего алгоритма, который следует из описанного выше опыта работы.

        Шаг II: Подбираем адекватный уровень сложности материала.  Создаем «зону комфортного обучения» для каждого учащегося.  

Попробуем решить вечную дилемму «Что было раньше — курица или яйцо?».  Что первично:  учебные потребности учащегося или программа обучения и необходимость ей соответствовать?

В современной практике преподавания иностранных языков в специализированных частных учебных заведениях (в просторечье — на курсах иностранных языков) существует традиция  формирования групп учащихся с учетом следующих двух критериев:  уровень языковой подготовки учащихся, который определяется на входном грамматическом тестировании и устном собеседовании, и возрастная  категория (например, дошкольники 3-5 лет,  младшие школьники 6-9 лет, подростки 13-16 лет и т.д.).

В одном подобном учебном заведении одновременно могут существовать группы одной возрастной категории, однако с различным уровнем языковой подготовки (первый год обучения, второй год обучения и т.д.), а также группы со схожим уровнем обучения, однако различных возрастных категорий.  И специально для каждой из этих групп будет подобранна отдельная программа, соответствующая учебным запросам именно данной группы.

Первичным в такой системе обучения, как мы видим, являются учебные потребности учащихся.

В  государственных общеобразовательных учебных заведениях в России с существующей классно-урочной системой обучения устоялась другая традиция.  Учебное заведение на каждый год обучения обязано следовать предложенной государством программе обучения.  Как в известной поговорке, «кто платит, тот и музыку заказывает».  Учащиеся вынуждены сами, как могут, подстраиваться под предложенную программу обучения.  А учитель  при таком  подходе практически лишается возможности следовать правилу номер 1 данной статьи, а именно – брать 100% ответственности за результат обучения на себя, так как программа обучения является навязанной  извне.

По этой причине учитель  разделяет ответственность за свою работу с учащимися, их родителями и репетиторами.  Функция учителя иностранного языка,  вместо обучения, сводится к контролю соответствия знаний учащихся программным требованиям. А учеба, вместо того чтобы приносить радость и удовольствие всем ее участникам, превращается в поле битвы.  И битва проходит по трем фронтам: «прокурор» — в лице учителя, «адвокат» — родитель, и «подсудимый» — сам учащийся.

Простым решением данного  непростого конфликта является подбор  адекватного уровня сложности материала для учащегося.  Как этого достичь? Как создать столь желанные комфортные условия обучения,  при которых  горят глаза и не опускаются руки?   Как известно, вопрос уже содержит часть ответа, а именно  то, что  горящие глаза и поднятые руки  и являются собственно критерием достижения  адекватного уровня сложности материала.

npk-avakimova

Для определения названного уровня нарисуем вертикальную ось под названием «Сложность изучаемого материала».  (см.  ил. 1). Представим, что на оси есть ползунок,  который мы можем двигать вверх-вниз и регулировать уровень сложности изучаемого материала.   Отталкиваясь от учения Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», выделяем  на оси «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития» [1], а также добавим «зону возможного развития».  В «зоне ближайшего развития»  выделяем ряд подзон (они также названы «зонами» в целях упрощения)  в соответствии с  количеством правильных ответов  учащихся при выполнении контрольных работ,  представленные в процентом измерении.  Границы зон показаны пунктиром, субъективны  и  ориентировочны, так как основаны  только на опыте самого автора.

Теперь начинаем двигать ползунок сверху вниз  от 0% до 110% в направлении возрастания количества правильных ответов  и внимательно наблюдаем за изменением эмоционального состояния учащихся.  Динамика будет следующей:  0-55 % — пассивность, уныние, нежелание учится, плохая дисциплина; 55-75% —  попытки  хорошо учится с чередованием периодов лени и плохой дисциплины;  75-98% яркая вспышка желания учится (внимательность, активность и интерес к предмету); более 98% —  опять спад активности, скука — в случае групповых занятий.

Наглядным  примером работы с данной схемой и передвижения ползунка по оси является описанный выше опыт работы в гимназии с семиклассниками.

Таким образом, адекватным уровнем сложности материала является «зона комфортного обучения».  Это уровень сложности,   при котором процент правильного выполнения контрольных работ находится в промежутке 75 — 98 %.  (практикующий учитель может скорректировать данные цифры исходя из собственного опыта работы). Это уровень сложности «челлендж», («сложная и интересная задача», от англ. «challenge»).  При данном уровне сложности учащийся,  с одной стороны,  имеет субъективное  ощущение успешности,  которое является обязательным условием формирования его мотивации.  Однако с другой стороны,  небольшой процент  неверных ответов открывает перед учащимися новые перспективы развития и движения вперед,  провоцирует их на постановку все более и более амбициозных задач.

Стабильный результат  «не менее 98 % правильных ответов» свидетельствует о том, что мы недооценили способности учащегося и тормозим его движение вперед, так как он(а) нуждается в более серьезных нагрузках. Характерной  особенностью учащихся, для которых уровень сложности занижен, при групповом обучении, является «сильное горение»       мотивации на первых уроках и резкий спад интереса на последующих. Оптимальным решением подобной задачи было бы прохождение выбранного курса обучения, однако в более короткие сроки,  нежели чем это изначально предусмотрено программой.

Учащихся, для которых уровень сложности завышен  и находится в пределах 55-75%, отличает чувство вины, «я лентяй»  и/или «мне это не дано» позиция. Отсюда — безуспешные стремления заставить себя заниматься.   Если условия обучения не меняются, происходит постепенное угасание веры в себя, в свои способности, регулярности занятий,  интереса к предмету и, в конечном итоге, желания заниматься как такового. Задачей учителя в такой ситуации является, во-первых,  своевременная диагностика уровня владения языком учащегося, которая позволит  учителю  предвидеть возможные трудности в  его обучении и их причину. А во-вторых, разумеется, подбор более комфортной программы обучения для учащегося, если имеется такая возможность.  Альтернативным решением также может быть индивидуальный подход при работе в группе, однако в данном случае создание субъективного ощущения успешности для данного учащегося является весьма затруднительным, и в связи с этим второй вариант решения проблемы представляется автору неэффективным.

Подводным камнем в обучении учащихся, которым посчастливилось попасть в «зону комфортного обучения», является то, что успеваемость    имеет тенденцию к снижению. И соответственно, возможно «выпадение» из «зоны комфортного обучения», а это в свою очередь влечет за собой понижение мотивации и  прекращение занятий, если вовремя не принять меры.  В связи с этим,  после определения адекватного уровня сложности материала, формирования групп учащихся в соответствии с вышеназванными критериями  и подборки подходящей программы обучения, необходим регулярный контроль уровня мотивации учащихся.

         Шаг III:  Постоянный мониторинг  уровня  мотивации учащихся.  

Как мы можем узнать,  мотивированы учащиеся или нет,  кроме очевидной активности на уроке? Ни один из них нам не скажет «Марья Ивановна, Вы знаете, у меня проблема с мотивацией к предмету» или, еще лучше —  «Дарья Петровна, кажется, у меня наблюдается выпадение из «зоны комфортного обучения». Следовательно,  нам нужен перечень косвенных признаков, по которым мы можем отслеживать уровень мотивации учащихся и их нахождение в «зоне комфортного обучения».

В приведенной ниже таблице  мы видим ряд критериев оценивания уровня мотивации и признаки, по которым мы можем судить, находится ли учащийся в «зоне комфортного обучения» или нет.

 

Мониторинг уровня мотивации учащихся

Критерии оценки уровня мотивации

Нахождение в «зоне комфортного обучения»

Выпадение из «зоны комфортного обучения»

Эмоции на занятиях Огонек в глазах; осознанный, внимательный взгляд; рвение отвечать; откровенность в общении с учителем Блуждающий взгляд; покачивание на стуле; рисование «от скуки»; нарушение дисциплины урока
Посещаемость занятий Регулярная, стабильная посещаемость Пропуск двух и более  занятий подряд

ОпозданияИсключительные      случаи опозданий по уважительной   причине

Регулярные опоздания по неуважительной причине

УспеваемостьКоличество правильных ответов при выполнении контрольных работ  более 75%Количество правильных ответов при выполнении контрольных работ менее 75%Оформление тетрадиАккуратные  разборчивые записи;  системность и последовательность записей  урока

Неопрятные, неряшливые записи в тетради; Отсутствие порядка в ведении записей урока;  частая смена тетрадей

Выполнение домашнего заданияДомашние  задания выполняются  регулярно, без излишнего напряжения

Невыполнение домашнего  задания (даже единичное), с оправданиями и обещаниями сделать в следующий раз

 

 

Учителю важно не просто следовать программе курса и плану урока, а проявлять  бдительность и наблюдательность по отношению к настроению и  поведению учащихся.  В случае выявления каких-либо признаков того, что учащийся находится вне «зоны комфортного обучения», учителю рекомендуется немедленно выявить причину  дискомфорта (например, с помощью беседы с учащимся и/или его родителями),  и принять соответствующие меры по его устранению.

Какие меры могут быть приняты в таком случае?  Помимо деятельности учителя, описанной выше, учащиеся могут также сами сознательно повышать  свою мотивацию к освоению предмета.  Для этого учитель проводит беседу,  в которой необходимо дать правильный психологический настрой учащимся. И здесь мы переходим к последнему шагу нашего долгого пути.

        Шаг IV:   Разбиваем негативные стереотипы.  Самомотивация учащихся. 

Представление об учебе как о тяжком, изнуряющем труде имеет древние корни.  В средневековье школы существовали на базе храмов и  монастырей и тем самым впитали в себя религиозные, церковные принципы: смирение, послушание,  наказание за грех, покаяние. В современном обществе церковь уже не обладает былой силой и влиянием, однако древние принципы  по-прежнему существуют в массовом подсознании.

Сегодняшний социальный заказ, тем не менее, создает качественно иные установки:  уверенность в себе, стремление быть лучшим, стремление много достигнуть в жизни, нацеленность на успех и на победу.  И  следуя сегодняшнему  запросу общества, нам необходимо  заменить существующие установки в учебе на качественно новые, которые помогут нам в достижении желаемого успеха и побед.

Каковы эти установки, какие новые принципы мы можем принять для себя?

1. «Заставлять себя» заменяем на «увлекать себя».  

(Для родителей, соответственно, не заставлять ребенка, а увлекать его занятиями).  «Заставление себя» может работает на продвинутых этапах обучения, когда занятия языком (или любым другим предметом)  становятся неотъемлемой частью самосознания учащегося.  У продвинутых учащихся, как правило, нет проблем с мотивацией и, только в этом случае, можно подключать силовой ресурс,  задействовать волю для усиления результата.

2. «Ориентация на результат» заменяем на «ориентация на процесс».  

Ориентация на результат, безусловно, важна. Нам всегда необходимо понимать смысл своих действий,  видеть перед собой конечную цель.

Однако, в виду того, что в случае занятий иностранным языком конечная цель весьма отдалена во времени — ведь нам требуется несколько лет регулярных занятий для овладения языком — ориентация на процесс является более мотивирующей, нежели чем ориентация на результат. Другими словами, установки «я занимаюсь английским, чтобы в будущем поехать в Америку / устроится на хорошую работу» может быть недостаточно. И сюда хорошо бы добавить «английский язык — мое хобби!»

Что нужно сделать, чтобы первые две установки заработали на практике? Рассмотрим на примере изучения английского языка.  Во-первых,  нужно ответить себе на вопрос: что мне нравиться в изучении  английского языка?   И здесь у каждого будет свой ответ.  Одним нравиться красиво оформлять тетрадь (ой, как нравится!),  другие любят общаться  с людьми в группе и привлекать к себе внимание, а для третьих просмотр фильма на английском или чтение книги — прекрасный отдых.

Во-вторых, исходя из своих предпочтений, создаем вокруг себя «языковую среду»:  английские  песни с текстом,  фильмы с субтитрами, адаптированные книжечки различных жанров с аудиозаписью,  занимательные компьютерные программы  и литература для изучающих английский язык,  для взрослых — детские (!) книжонки на английском,  общение  с людьми из других стран, которые также учат английский язык.

3. «Сравнение себя с другими»  заменяем на «самоценность, ценность собственного опыта».

Это очень важная установка. В групповой работе всегда будут более  успешные и менее успешные учащиеся. И сравнение себя с другими не в свою пользу может сильно подрывать мотивацию.  Поэтому очень важно, чтобы учащиеся научились ценить себя и свои собственные умения и достижения.

4. «Выучить, запомнить» заменяем на «повторить четыре раза».  

Секрет данной установки в том, что повторять психологически проще, чем заучивать и запоминать. Для повторения не требуется сверхусилий. А запоминание достигается как раз благодаря многократному, регулярному повторению пройденного материала.

Хотелось бы также отметить, что важным индикатором успешности обучения является получение удовольствия от работы самим учителем.  Урок — это всегда процесс общения с сильным эмоциональным зарядом. Эмоциональный заряд, однако, может быть как положительный, так и отрицательный. Но он всегда взаимный. В условиях здорового микроклимата на уроке и учитель, и учащиеся черпают силы, наполняются положительной энергетикой, у всех участников поднимается настроение.  Если после уроков учитель чувствует себя истощенным, опустошенным энергетически, скорее всего тоже самое чувствуют и учащиеся  (или, возможно, некоторые из них). Поэтому учителю стоит быть также внимательным к своим собственным эмоциям. Если прошедший урок не придал прилива сил, стоит задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы чувствовать себя счастливым на следующем уроке?»  И ответ не заставит себя ждать.

В завершение статьи не могу не выразить благодарность за методическую поддержку по вопросу «Мотивации учащихся»  Мартиросян С. М., академическому директору «Школы иностранных языков Big Ben»; Бронской В.С., старшему преподавателю «Школы иностранных языков Big Ben»; Погодину В.Н., директору ГБОУ г. Москвы гимназии 1566; Пиликян К.Г., детскому психологу ГБОУ г. Москвы гимназии 1566; за всестороннее содействие в работе и  помощь в подготовке материала для данной статьи — Линник Е.А., директору Школы иностранных языков «Инколинк» г. Новомосковск.

 

Литература

1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

2. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд.  — М.: Филоматис, 2007

3. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее / Томас Гордон при участии Ноэля Берча; пер. с англ. К. Лукьяненко. —  М.: Ломоносовъ, 2010.

4. Погодин В. Н. Педагогика выбора: путь к радости. Книга для учителей и сочувствующих. — СПб.: Реноме, 2009

5. Spratt M., Pulverness A., Williams M. The Teaching Knowledge Test  Course — Cambridge, The EdinburghBuilding: CambridgeUniversity Press, 2005

6. Даукша Л.М., Чекель Л.В.  Педагогическая психология: учеб.-метод.комплекс — Гродно: ГрГу, 2008. [Электронный ресурс] http://vocabulary.ru/dictionary/1019358/word/motivacija-uchebnaja

7. Common European Framework of  Reference  for Languages: Learning, Teaching, Assessment [Электронный ресурс] www.coe.int/lang-CEFR

8. Cambridge English Language Assessment [Электронный ресурс] http://www.cambridgeenglish.org/exams/cefr/ видеопрезентация о CEFR.

9. Энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс] http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Мотивация